10 июня 1941 года ученый секретарь Института Русской Литературы ("Пушкинского Дома") литературовед Филипп Канаев защитил кандидатскую диссертацию о произведении Горького "Жизнь Клима Самгина". Спустя двенадцать дней началась война, Канаев ушел на фронт и стал батальонным комиссаром в 110 полку по охране жд путей 2-й дивизии войск НКВД. Согласно "Памяти народа", 18 сентября 1941 года он пропал без вести. Изучая малые Нюрнбергские процессы, я наткнулся на данные о его дальнейшей, к сожалению, весьма трагической судьбе.
25 сентября немцы из 28-го армейского корпуса захватили Канаева спящим на берегу реки Тосно, допросили и, согласно гитлеровскому приказу о комиссарах, расстреляли. Отчет об этом был направлен командованию 18-й армии вермахта и впоследствии среди трофейных документов оказался в распоряжении американцев. Рапорт о казни Канаева фигурировал на малом Нюрнбергском процессе в качестве доказательства реального применения приказа о комиссарах немецкими войсками.
Доклад гласит:
"25 сентября батальонный комиссар Канаев был найден спящим на берегу Тосны недалеко от устья этой реки. Он был взят в плен и расстрелян после тщательного допроса. Полку охраны железных дорог была поставлена задача охранять линию Псков - Опочка - Ленинград. Он был окружен вместе с 41-м корпусом и полностью уничтожен во время попытки прорыва. Полк состоял в основном из пожилых резервистов. Лишь очень немногие из офицеров состояли в партии. Он якобы ничего не знал об обращении с немецкими пленными. Канаев не носил на рукавах никаких комиссарских звезд, так как якобы забыл их.
Комиссар родился в 1899 году под Москвой в семье крестьянина. Будучи членом ВКП(б) с 1919 года, он участвовал в гражданской войне с 1920 по 1922 год, служа командиром роты в Красной армии на Кавказе. С 1922 по 1929 год он учился в Педагогическом институте имени вдовы Ленина (так в тексте, имеется в виду Педагогический институт политпросветработы им. Крупской - Е.Я.), а затем числился в Академии художеств до 1932 года. С 1932 по 1934 год Канаев работал районным секретарем в Пскубске (так в тексте, возможно Псков). С 1934 года он был первым секретарем литературного института Академии наук и получал зарплату 1200 рублей в месяц. В последнее время он работал над историей русской литературы. Канаев находился под командованием полкового комиссара и был инструктором по организации партийной работы. Он должен был осуществлять политическую подготовку солдат и был ответственен за их моральный облик. Помимо прочего, в его распоряжении для этого был полковой кинофургон. Бумаги, найденные у Канаева, прилагаются к этому письму".
В СССР эти материалы не публиковали, и судьба ученого секретаря ИРЛИ по сей день оставалась туманной. Сейчас готовлю публикацию о биографии Канаева в контексте исполнения приказа о комиссарах. Кстати, выяснилось, что еще живы люди, которые помнят Филиппа Фроловича.
P.S. На фото: приказ о комиссарах